УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВА, ПЕЧАТАЕМОГО В КАЛЕНДАРЕ

Помещаемый в Церковном Календаре Устав предполагает: -наличие полного набора богослужебных книг; -наличие опытного духовного наставника (его обязанности подробно не описываются); -хорошее знание общей последовательности служб, навык поиска в книгах необходимых песнопений; -полное знание устава молебнов. При этом редкие службы годового круга, особенности служб освещены достаточно подробно, пояснения требуются в основном для кратко описанных воскресных и праздничных служб, для чего и предназначается данное издание.

ПОНЯТИЕ О СОБОРНЫХ СЛУЖБАХ

Соборные службы совершаются в храме (моленной) по богослужебным книгам согласно уставу соборной службы. На клиросах расположены закрепленные и переносные аналои для установки книг во время службы, там же размещаются два хора певчих-правый и левый лики. Правый лик является ведущим к воскресенью, вторнику, четвергу, субботе, к прочим дням — левый. Служба включает в себя чтение, пение, каждение, поучения, выходы. Перед началом службы полагаются приходные поклоны, по окончания — исходные (в порядке их положения имеются некоторые особенности). Ежедневный круг служб включает в себя: — вечерню — служится накануне во второй половине дня; — павечерницу — служится после ужина; — полунощницу, утреню, 1-4 час — служатся подряд ранним утром; — часы и обедницу — служатся утром; — молебен — в круг служб не входит, но во многих местах служится в воскресные и праздничные дни перед часами или после, по местному обычаю. В большие праздники круг служб несколько изменяется: — малая вечерня; — малая павечерница без канона; — полунощница — служатся с вечера: — всенощное бдение - служится накануне поздним вечером и объединяет великую вечерню (на Рожество, Богоявление, иногда Благовещение— великую павечерницу), утреню и 1-й час: — часы и обедница,— служится утром; — литургия служится при наличии священника (в данном случае не рассматривается)- служится утром. — молебен — служится утром. Обшая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в часослове. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения — в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие испольэуются постоянно на часах, а Евангелие в воскресенья и праздники: также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на вечерне, утрене и часах Минея (в пред - и после пасхальный период — Триодь). Великие праздники — двенадцать господских и богородичных и пять святым — отмечены в святцах «крестом в кругу». Остальные праздники помечены "крестом". На вечерне, утрене, часах (блаженны), применяется Минея. Части службы имеют свои устоявшиеся названия, используемые в уставных указаниях — возвахи, лития, стиховна, ексапсалмы и др. Песнопения также имеют разновидности названий по их месту в службе. Ряд песнопений — тропари, кондаки, седалены, светильны, икосы — предназначены в основном для чтения. Стихеры, антифоны, ирмосы, прокимны — в основном для пения. Такие части служб, как возвашные и хвалитные стихеры, каноны, блаженна служатся таким образом, что каждому песнопению предшествует стих, называемый «запев». Число запевов определяется Уставом, и песнопения при необходимости повторяются либо объединяются под общий запев (стихеры обычно не объединяются). Чтение совершается чтецом у аналоя на клиросе, чтение поучения и паремий на переносном аналое на середине солеи, поучения - лицом к молящимся. Пение совершается на клиросах, но в определенных местах службы лики выходят на середину солеи — «на сход». Основной состав ответственных служителей следующий: — священник или духовный наставник - руководит службой, положением приходных и исходных поклонов, начинает и оканчивает службу, чтет Евангелие, совершает каждение, произносит уставные возгласы, следит за чинностью службы; — головщик — ведущий певчий на каждом клиросе, который запевает песнопения и ведет пение; — уставщик — клирошанин, осуществляющий подготовку книг и руководство Уставом на клиросе; — канонарх - чтец, осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стнхеры и др. — псаломщик — чтец по книгам: Часослов и Псалтырь и др. При недостатке служителей ряд обязанностей иногда совмещается.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

ПРИЕМ НА ОБЩУЮ МОЛИТВУ, НАЧАЛ

Приходные и исходные поклоны - "начал" — к воскресным и праздничным дням, от Рожества до Богоявления, от Пасхи до недели Всех святых, к субботам полагаются в пояс; в прочие дни — земные (согласно «Уставу о домашней молитве»). Этого правила следует придерживаться и для прощального начала, который, общий либо отдельный, принято полагать в большинстве обшин, часто вместе с краткой епитимией. А вот собственно к погребениям, панихидам, молебнам начал всегда кладется в пояс. Опаздавшие к службе таже должны положить начал под руководством наставника или уполномоченного на то лица и только после этого могут допускаться на общую молитву. ВОЗГЛАСЫ, ОТПУСТЫ, ЕКТЕНИИ. Священник или наставник произносит в установленных местах службы возгласы. При отсутствии священника: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» - в начале службы и после слов «Именем Господним благослови отче». А также молитву Исусову — «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». После них чтец или головщик глаголет: «Аминь». Эти возгласы заменяют все священнические возгласы, указанные в книгах. Ектений в наших Уставах означают пение «Господи, помилуй» — 3-жды (малая), 12 или 40 - и Слава, И ныне. Особые молитвы наставника отсутствуют, только на заупокойной ектений 40 наставник по обычаю чтет молитву: «Покой, Господи...» или «Помяни, Господи, иже о вере...». Отпусты глаголются наставником в конце служб. Они помещены книге «Устав о домашней молитве». Сложность представляют воскресные отпусты на вечерне, утрене, часах. Отпуст в субботу на вечерне: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе по святцам) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». (При совершении службы Богородице, праздникам Ея, отданиям праздников, явлениям чюдотворных образов Ея купно с воскресной на отпусте упоминаем: «честаго и славнаго Ея...» В предпраздньства и попраздньства богородичных праздников, а также, если служба Богородице и числе не совершается, дополнение на отпусте не делается.) В воскресенье на утрене и часах: Воскресыи из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою честнаго и животворящего Креста и святых славных в всехвальных апостол, (и святых в числе) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Святые в числе упоминаются все по святцам в следующем порядке: — святые, которым творилась служба; — прочие святые в числе. Слова: «обретение мощем» и др. не упоминаются. Святые по Прологам, Четъ-минеям не упоминаются. Вместо «иже Христа ради уродивага», «брата Господня по плоти» и др., глаголется: «иже Тебе ради уродиваго», «брата Твоего по плоти». В праздники отпусты глаголются по Уставу, см. Приложение. Отпуст празднуемым святым (на вечерне, утрене, часах, молебне): Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере. (и святаго празднуемого), и всех святых, помилуй и спаси нас, «яко Благ и Человеколюбец. Прочие святые в числе и дневные отпусты не упоминаются. На прочих службах —малой вечерне, малой павечернице, полунощнице, праздничном 1-м часе — глаголется малый отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец, На воскресной полунощнице и 1-м часе малый отпуст начинается: Воскресыи из мертвых... Так же начинаются все отпусты в течение 40 дней празднования Пасхи. Отпусты повседневной службы напечатаны в Уставе о домашней молитве и здесь не рассматриваются. По отпусте наставник совершает поклон в пояс.

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПОКЛОНЫ В среду и пятницу на сырной неделе («масленице»), в Великий пост до Великого четверга кроме субботних и воскресных дней полагаются земные поклоны с молитвой св. Ефрема Сирина - Господи и Владыко животу моему. На постных службах их пологается 17, 4 или 3. В положении, их есть расхождения, поэтому следует пояснять счет 17-и поклонов: 1-й на Честнейшую херувим. По За молитв 16-ть: 3 на молитве Господи и Владыко. 12 по местному обычаю или так: Боже милостив буди мне грешному. Боже очисти грехи моя и помилуй мя. Создавыи мя Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи прости мя. Пять с молитвой Исусовой. Боже милостив буди мне грешному. Создавыи мя Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи прости мя. 1 по молитве Господи и Владыко. Четыре поклона полагаются как указано первые 4. Три поклона бывает на молитве Господи и Владыко, когда она читается отдельно от Честнейшую. Поклоны с молитвой Господи и Владыко полагаются и в другие дни года, когда по Уставу аллилуйная служба. КАЖДЕНИЕ Каждение икон, а также молящихся осуществляется наставником (если нет священника) крестообразно правой рукой с помощью кадила на рукоятке. Во время каждения икон наставник периодически творит перед ними поклоны в пояс, перемещая при этом кадило в левую руку. В начале каждения наставник, приняв подготовленное кадило, положив три поклона благословясь, кадит престол, а при его отсутствии — центральную икону, Крест. В конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает три поклона и прощается. Обход престола при каждении возвращение осуществляются через правую сторону.

ВЕДНИЕ ВОСКРЕСНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ

ПРИНЯТЫЕ В КНИГАХ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В богослужебных книгах используется двухцветная печать. Основной служебный текст, входящий в службу, печатается черным шрифтом, а различные пояснения, названия разделов службы — лития, стиховна, канон и др. - и песнопений - тропарь, стихера, стих, седален - красным. Также печатаются красным шрифтом сокращения: «Слава... — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне...» — «И ныне и присно и во веки веком, аминь». Сокращение «Слава. И ныне. Аллилуйя трижды» означает «Слава... И ныне...» «Аллилуйя аллилуйя слава Тебе Боже», трижды. Прописная буква, обычно красная, начинает каждое отдельное песнопение, написанное полностью. Смысловые предложения, имена, сокращенная запись песнопений прописной буквой не выделяются. Заглавная буква помещается в начале больших песнопений — псалмов, молитв, Символа Веры. К многим песнопениям - тропарям, кондакам, стихерам - указывается «глас» (с 1-го по 8-й). Это указание Используется трояко: — для пения всего песнопения или его конца «на глас», то есть соответствующим гласу напевом; — для соответствия песнопения чередующемуся гласу недель (понятие «гласу»); — для подбора песнопения по гласу предыдущего («по гласу»). Указание «подобен такой-то» используется для пения по образцу песнопения, указанного подобном. Пение на подобны применяется только к стихерам, роспевы основных подобное помешены в Обиходе. Указание подобнов к седальнам, кондакам, светильнам практически не используется. Пометка стихер «самогласен» показывает, что их надо петь на глас, а не на подобен. Некоторые части службы и отдельные песнопения указываются только первыми словами, при этом иногда указывается ссылка, где можно найти полный текст. В частности, начало служб полностью печатается редко, а запись «трисвятое, и по Отче наш» означает чтение от Святыи Боже по Отче наш включительно согласно началу службы. Часто не указывается «Аминь», который чтец, а при пении . головщик обязательно произносит после За молитв, молитвы Исусовой, отпуста.

ЧИННОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ Любое богослужебное действие - чтение, пение, каждение, возжигание свещей начинается благословением: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Благослови, отче.» Наставник отвечает: «Аминь. Бог благословит (молитвами Святых Отец и мною грешным)». По окончании действия совершается прощение: молитва Исусова и «прости, отче. Христа ради», на что наставник отвечает «Аминь. Бог простит». В некоторых случаях благословение и прощение предваряются» тремя поклонами. Лики, сходясь и расходясь, совершают поклон друг другу. Канонархи, сказывая ряд стихер, в начале и конце поклоняются ликом. Благословение и прощение совершаются с поклоном настоятелю. Описанные действия в уставах обычно не изложены и имеют местные особенности.

1. ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ СЛУЖБА

1.1 НАЧАЛО— ПО ЧАСОСЛОВУ (ЧАСОВНИКУ) Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик , благословясь у наставника: «Аминь. Царю небесный...». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Псалом 103. Слава, И ныне. Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже - 2-жды. Ведущий Лик запевает третий раз: «Аллилуйя...» и поет ектению Господи помилуй, 12. Слава, И ныне.

1.2 КАФИЗМА— ПО ПСАЛТЫРИ Псаломщик другого лика читает уставную кафизму. По прочтении Славы лик поет: «И ныне...». «Аллилуйя...» -3-жды, Господи помилуй, 3-жды. Слава. Псаломщик — И ныне. И чтет далее. По последней Славе по Аллилуйя второй лик — Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ Чтется кафизма 1-я - Блажен муж. вся до конца.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ На великие господские праздники и со всенощного кафизмы нет. После ектений 12 следуют возвахи. В прочие праздники чтется Блажен муж только 1-я Слава. Она может петься по Обиходу. В этом случае псаломщик сказывает: «Блажен муж». Головщик запевает с припевом. Псаломщик: «Иже нейде на совет нечестивых». Лики поют стихи чередуясь, а псаломщик чтет псалмы тихо.

1.3 ВОЗВАХИ — ПО ЧАСОСЛОВУ Псалмщик вечерни читает псалмы Господи возвах к Тебе и остальные не до конца, но до стиха, с которого начинается пение стихер. К воскресным и праздничным дням возвахи поются по Обиходу: псаломщик чтет первый стих, а канонарх, благословившись, на средине возглашает «глас» — первых возвашных стихер. (На воскресной службе второй канонарх тоже благословляется.) Головщик поет. Далее псаломщик читает возвахи с остановками, а лики повторяют пением концы стихов с припевами согласно Обиходу. Псалмы чтутся все до конца в слух или тихо по местному обычаю.

КАЖДЕНИЕ

Во время пения возвахов наставник совершает полное каждение, кадит престол, затем обходит его справа, центральную икону и правую часть иконостаса; головщика, уставщика и певчих правого клироса. (Перед этим — настоятеля.) Певчие кадятся по одному и вкупе. Далее следует на левую сторону и кадит иконы, певчих левого клироса. Обойдя по солнцу престол, спускается с солеи и кадит правую сторону храма — иконы, а возвращаясь к солее - молящихся. Затем так же левую сторону. Далее кадит молящихся вкупе и заканчивает каждением престола.

1.4 ВОЗВАШНЫЕ СТИХЕРЫ ПОРЯДОК ПЕНИЯ После возвахов следует пение возвашных стихер. Канонарх(и), переходя с клироса на клирос, сказывают запевы до середины, на первых своих запевах кланяясь ликам. Запевы на 10 начинаются от стиха «Изведи из темницы душу мою», на 8 — «Из глубины возвах к Тебе Господи», на 6 — «Аще беззакония назриши Господи...». На стих «Яко утвердися милость Его на нас» лики сходятся на середину солеи. При изменении гласа перед запевом возглашается: «Глас...»; при пении на подобен; «Глас... Подобен.,.»; при переходе с подобна на тот же глас: «Глас тойже. Самогласен». По последем стихе поется Слава и И ныне с соответствующими стихерами. К этим запевам глас возглашается всегда, например «Слава, глас...»; «И ныне, глас...»; «.Слава, И ныне, глас...»; «Слава, И ныне, глас тойже»; «Слава, И ныне, глас и подобен тойже». Славу (при Слава, И ныне) запевает головщик, а в некоторых общинах чтет канонарх. По обычаю канонархи сказывают и начало стихер. Сказав последнюю стихеру -на И ныне - канонархи кланяются лику. На воскресной службе - по Октаю, Минее (Триоди) Всего стихеры на 10. По Октаю, согласно Уставу, от 3-х до 7-и, оставшиеся оставляются. Остальные по Минее — одной или двух служб, при необходимости повторяя, а великому святому — добавляя с малой вечерни аозвашные (не более 3-х). Не поются указанные малым святым в Минее «Ины стихеры Богородице», помещенные на Слава И ныне богородичны и крестобогородичны. Слава, если есть, в Минее. В службах господских и богородичных на Славу поется стнхера, помещенная в Минее на Слава, И ныне. В службах же святым — только указанная на Славу. И ныне - глас Октая. Поется «догмат гласу» — богородичен в Октае в конце возвашных стихер. При отсутствии Славы он поется на Слава, И ныне. Догматы всех гласов есть также в конце Миней. При службе с Обшей минеей оттуда поется столько стихер, сколько определено в этой службе Уставом в Календаре, также и славник. На праздничной службе — по Минее Стихеры поются обычно на 8, от стиха «Из глубины возвах к Тебе Господи», указанные на великой вечерне, при необходимости повторяя. Если малую вечерню не служили (она описана в главе Всенощной службы), то стихеры можно не повторять, а добавить возвашные малой вечерни, если есть, не более 3-х. Слава; И ныне — наряду (великой вечерни). Часто святым на «И ныне» богородичен указан первыми словами, либо не указан. Он ищется и заранее закладывается в конце Минеи среди богородичное (догматов), поемых на Господи возвах, по гласу Славы.» В пятницу же вечером поется догмат проходящего гласа Октая.

1.5 СВЕТЕ ТИХИЙ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании возвашных стихер наставник воглашает: «Свете тихий». Лики, не расходясь, поют «Святыя славы...» Роспев - в Обиходе. В отдельные праздники поется другой роспев — «осмогласие».

1.6 ПРОКИМЕН - ПО ЧАСОСЛОВУ Канонарх, благословившись, на средине, с Часословом в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», затем прокимен, стих (и), и в заключение прокимен полностью, далее, если нет паремий, прощается. Лики поют прокимен 3 или 5 раз, по числу стихов.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Прокимен всегда — Господь воцарися, поем 5 раз. Роспев в Обиходе.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ Обычно прокимен дню недели. Следует иметь в виду, что в Часослове указан канун праздника - если праздник, например, в среду, то прокимен «во вторник вечер». Поется 3-жды, роспев в Обиходе. На отдельных службах про кимны бывают по Минее. Перед великим прокимном по Минее возглашается «Прокимен великий, глас...».

1.7 ПАРЕМИИ — ПО МИНЕЕ

Паремии - чтения пророчеств — читаются, если указаны в Минее. Их обычно 3. Они чтутся особой погласицей, во время их на вечерне сидим (кроме апостольских). В общей минее паремии помещены в конце книги и чтутся только, когда указаны в уставе. После паремий канонарх прощается.

1.5 СВЕТЕ ТИХИЙ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании возвашных стихер наставник воглашает: «Свете тихий». Лики, не расходясь, поют «Святыя славы...» Роспев - в Обиходе. В отдельные праздники поется другой роспев — «осмогласие».

1.6 ПРОКИМЕН - ПО ЧАСОСЛОВУ

Канонарх, благословившись, на средине, с Часословом в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», затем прокимен, стих (и), и в заключение прокимен полностью, далее, если нет паремий, прощается. Лики поют прокимен 3 или 5 раз, по числу стихов.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Прокимен всегда — Господь воцарися, поем 5 раз. Роспев в Обиходе.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ Обычно прокимен дню недели. Следует иметь в виду, что в Часослове указан канун праздника - если праздник, например, в среду, то прокимен «во вторник вечер». Поется 3-жды, роспев в Обиходе. На отдельных службах прокимны бывают по Минее. Перед великим прокимном по Минее возглашается «Прокимен великий, глас...».

1.7 ПАРЕМИИ — ПО МИНЕЕ Паремии — чтения пророчеств — читаются, если указаны в Минее. Их обычно 3. Они чтутся особой погласи цей, во время их на вечерне сидим «кроме апостольских). В Общей минее паремии помещены в конце книги и чтутся только, когда указаны в Уставе. После паремий канонарх прощается.

1.8 ЕКТЕНИЙ, СПОДОБИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

По прокимне или паремиях ведущий лик поет Господи помилуй, 40 (три поклона в пояс). Слава, И ныне... веком. Псаломщик — Аминь. Сподоби Господи) три поклона в пояс). Второй лик — Аминь (не повсеместно). Господи помилуй, 12, Слава, И ныне. Примечание: когда по Уставу Господи помилуй, 40 поется в конце вечерни по тропаре, то здесь сразу после прокимна (паремий) чтется Сподоби Господи.

1.9 ЛИТИЯ

На сходе канонарх возглашает; «глас...» и начало стихер. Стихеры поются подряд без запевов и счета, на-глас, указанные подобны не поются (не повсеместно). В некоторых общинах на литию исходят с солеи в притвор. Заканчивается лития, как и возвашные стихеры, запевами Слава, И ныне. Если бывает лития, после нее поется «Господи помилуй» 40, 30, 50 (по три поклона в пояс), Слава. И ныне. На воскресной службе — Отктай и (или) Минея В начале литии поется стихера храмовому празднику (первая с лития). Если несколько храмовых праздников, стихеры им чередуются. Если лития в Октае, далее поются следующие стихеры: "Глас..." Стихеры Богородице, писанные на Господи воз-вах великой вечерни последние три, творение Павла Амморейского. Далее «Глас...». С малой вечерни все за исключением пропеваемых 3-х возвашных и 1-й стиховенной, то есть - богородичен возвашный и стиховенные кроме 1-й. Перед последней — богородичном стиховны — Слава, И ныне. Если следует продолжении литии по Минее, то Богордичен стиховый также без запева и далее лития продолжается по Минее согласно Уставу. Слава обычно указывается с утренней стиховны в Минее, помещена после канона (по Общей Минее — с хвалитных стихер). И ныне - богородичен по-гласу от воскресных стиховенных в конце Минеи (закладывается заранее). При службе полиелеосным святым, в попраздньстве лития в октае не поется, а поется по Уставу в Минее. В нее обычно включаются все оставшиеся в службе стихеры, кроме пропетых на возвахах, славника на стиховне и 4-х хвалитных, в порядке их следования в службе. Полиелеосному святому Слава поется с литии, И ныне - богородичен наряду. Если наряду отсутствует, поется по-гласу в конце Минеи. На службе с Общей минеей полиелеосному святому на литии стихеры со стиховны до Славы. Слава — стихера по 50-м псалме, веред каноном. И ныне — по-гласу в конце Минеи. Октайная же лития по Общей Минее включает, после храмовой стихеры, только стихеры малой вечерни, так как аммореевы там отсутствуют. На праздничной службе — по Минее В начале литии поется стихера храмовому празднику, кроме двунадесятых и великих праздников. Затем поются указанные на литии стихера в Минее до Славы, далее подряд без повторения поются все стихеры малой вечерни (если ее не служили отдельно) кроме тех, которые добав лялись к возвашным либо повторяются в других местах службы — это просматривается заранее. Затем Слава и И ныне, указанные на литии. При отсутствии святым богородичнов на «И ныне, глас тойже» они заранее подбираются в конце Минеи по гласу Славы от воскресных со стиховны независимо от дня недели. При праздничной службе по Обшей Минее, если изволит настоятель, в литию поем стихеры, написанные на хвалитех, со Славою. И ныне-богородичен от воскресных со стиховны.

1.10 СТИХОВНА

Но пропетии Господи помилуй. 40, 30, 50, Слава, И ныне; а если не было литии, то после 12-и следует стиховна. Канонарх с поклоном лику (на сходе) возглашает «глас» и начало стихеры. Прочее стихеры с запевами наряду, Слава, И ныне по Уставу. Порядок пения описан на возвашных стихерах. Сказав начало последней стихеры (на И ныне) канонарх кланяется лику. По пропетии лики расходятся по клиросам. На воскресной службе — по Октаю, со Славой из Минеи Стиховна поется вся в Октае наряду (великой вечерни), Если в Минее на стиховне указана Слава, то в Октае поем до Славы, Слава — в Минее. И ныне — если не пелась лития в Октае - наряду. Малым святым, святым при службе по Общей Минее, и если отсутствует богородичен наряду — поется богородичен по- гласу в конце Минеи от воскресных стиховенных (закладывается заранее). Изредка случается, что на литию и стиховну следует один и тот же богородичен. В этом случае он поется на стиховне, а на литии поется богородичен по-гласу со стиховны мглой вечерни в Октае - ищется заранее. На праздничной службе — по Минее Стиховна вся наряду, как указано в Минее. Богородичны святым при отсутствии и при службе по Общей минее подбираются заранее по гласу Славы от воскресных стиховенных в конце Минеи. Если же он получается совпадающим с литийным — по Общей минее — то в литию по Общей Минее на И ныне богородичен наряду на хвалитех.

1.11 НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ — ПО ЧАСОСЛОВУ Но стиховне псаломщик чтет Ныне отпущаеши, Снятый Боже и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову, псаломщик: «Аминь». И чтет тропарь. В Часовнике перед Ныне отпущаеши помещен псалом К тебе возведох очи мои. На воскресной и праздничной службе он пропускается.

1.12 ТРОПАРЬ — ПО ЧАСОСЛОВУ

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ - ПО ЧАСОСЛОВУ

Тропарь воскресный, Слава И ныне богородичен его. В службах господских и богородичных богородичен заменяется тропарем этой службы. А в службах святым читается тропарь воскресный, Слава-святому, И ныне-богородичен по-гласу Славы от воскресных тропарей. Подробно тропари описаны на часах.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику 1-жды. Святым-Слава, И ныне-богородичен по-гласу от тех, что указаны к воскресным тропарям. А в пятницу вечером - богородичен проходящего гласа Октая.

1.1З КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ По тропаре ведущий лик запевает Честнейшую херувим... Слава... И ныне... Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови — и четыре поклона в пояс. Наставник на средине возглашает отпуст. Головщик Аминь. Господи помилуй, 3-жды.

2. ПАВЕЧЕРНИЦА МАЛАЯ

Служится по обычаю во весь год кроме постов.

2.1 НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ

Наставник возглашает: «За молитв...» Псаломщик: «Аминь. Царю небесный...», по Отче наш наставник -молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Три псалма. Слава в вышних Богу (три поклона в пояс). Верую, На Верую осеняем себя крестным знамением и стоим, преклонив главу. Псалмы в начале павечерницы: 50-й, 69, 142.

2.2 КАНОН

После Верую чтется (без молитвы Исусовой) канон Богородице. Ирмосы поем 1-жды, тропари на 4, как написано наряду, два с запевом Богородице. Слава. И ныне. И следующая песнь (без катавасии). Седальны также наряду. Общие пояснения к канонам помещены в главе «Молебен». В Октае на каждый день написан канон Богородице свой. В Шестодневе — каноны Богородице на воскресных павечерницах, а также по одному на каждый день недели. При отсутствии этих книг чтется написанный наряду в Часослове, 8-го гласа. По 3-й и 6-й песни чтется Господи помилуй и прочее наряду. В некоторых Часовниках есть только великая павечерница, но она содержит полностью все псалмы малой, которые можно выбрать: 50-й псалом писан на 3-м часе, 69-й и прочее наряду указ перед каноном. Канон Богородице помещен вместе с каноном ангелу-хранителю, для чтения дома. Если он читается, или читается второй канон святому, то порядок следующий: Богородице ирмос 1-жды, тропари 4 с запевом Богородице - Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас. Слава, И ныне - не читаются, затем ангелу (или святому): ирмос пропускается, два тропаря с запевом — Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя грешнаго раба своего (или святому), далее Слава и И ныне. Следующая песнь. По 3-й песни чтем Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. Кондак и икос ангелу (святому), Слава - седален ему, И ныне-седален Богородице. 2-й богородичен (святому) пропускается. По 6-й песни Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. Кондак и икос Богородице наряду. Если же чтется один канон Богородице, по 3-й песни Господи помилуй... Седален-Яко всенепорочная, 1-жды. По 6-й согласно выше указанному. Если чтется канон в Октае (Шестодневе) со святым, то ирмосы и тропари как указано выше. По 3-й песни Господи помилуй, 3-жды (без Славы) седален святому. Слава, И ныне - седален Богородице в Октае, писан по 6-й песни. А по 6-й — Господи помилуй. 3-жды, Слава, И ныне. Кондак и икос святому. На 9-й песни вчитываются в канон стихеры святому, если есть: вместо Славы запев святому, вместо И ныне — Богородице, затем стихеры святому с запевом, Слава - последняя, И ныне - (поем) Достойно. В отдельных случаях на павечернице читается другой канон, а перед всенощным и после него канон Богородице не чтется.

2.3 ДОСТОЙНО. ТРИСВЯТОЕ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но каноне или по Верую, если его не было поем на сходе Достойно есть (иногда — задостойник по Уставу). Псаломщик — Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:

2.4 ТРОПАРИ ИЛИ КОНДАК(И) — ПО ЧАСОСЛОВУ

На воскресной службе — кондак воскресный гласу, обычно один. На праздничной службе — кондак празднику (святому) один. На повседневной - тропари: храму Христову, храму Богородицы, если есть, дневной, храмовых святым, если В пятницу наряду чтется - Апостоли пророцы.., Помяни Господи яко благ. Слава - Со святыми. И ныне - Яко начатки. Писаны в дневных тропарях.

2.5 КОНЕЦ

Псаломщик - Господи помилуй, 40, Иже на всяко время... Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Честнейшую. Именем Господним. Наставник - За молитв. Псаломщик - Аминь. Нескверная, неблазная. Даждь нам Владыко (трисвятое не чтется). На конце павечерницы совершается:

2.6 КОРПЕНИЕ

После Упование нам Бог. Ведущий лик поет — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови — без поклонов. Наставник глаголет малый опуст, после чего все вместе совершают земной поклон и, не поднимаясь с подручника, чтут молитву: «Ослаби, остави...» (писана на Обеднице), Затем все встают и.наставник чтет молитву Ненавидящих и обидящих. Поклоны на ней всегда, в том числе и в пост, творятся в пояс. Священническая ектения и прощение, помещенные в Часослове, оставляются. Корпение содержится также в конце утренних молитв, помещаемых в Календаре. Если после павечерницы сразу служится полунощница, корпения на павечсрнице нет: Слава И ныне с поклонами в пояс, а когда по Уставу приходные земные, то с земными. Отпуст малый. Головщик — Аминь. Господи помилуй, 3-жды.

3. ПОЛУНОЩНИЦА ( по ЧАСОСЛОВУ)

Полунощницы разделены на три вида в зависимости от дня недели, накануне субботы и воскресения чтутся соответственно субботняя и воскресная полунощницы, к прочим дням - повседневная.

3.1 НАЧАЛО

Все полунощницы начинаются одинаково. Наставник: «За молитв...». Псаломщик — Аминь. Слава Тебе, Боже наш.., 3-жды, Боже очисти мя грешнаго, яко николиже... На сей молитве (а по Поморскому Уставу — на Слава Тебе, Боже наш) три поклона. Когда приходные земные, то и они полагаются в землю. В дни Пасхи до отдания по За молитв - Христос воскресе, 3-жды. Затем Слава Тебе, Боже наш и прочее. Царю небесный — пропускается и до Троицы.

3.2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Но псалме наставник речет молитву Исусову. Головщик - Аминь. И начинаем канон Троице по Октаю (Шестодневу) гласу. При отсутствии этих книг чтется канон 6-го гласа, помещенный наряду. Ирмосы 1-жды, тропари на 4-два с запевом — Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Слава и И ныне. И следующая песнь. По 3-й и 6-й песнях чтется наряду Господи помилуй и седальны. По 9-й песни сразу троичны — Достойно есть боголепно... Подряд, без запевов. После Отче Вседержителю — поклон земной. Далее И ныне наряду. Святый Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову, Псаломщик - Аминь. И чтет всегда один кондак воскресный гласу — заранее закладывается в Часослове, а на ипакой, как указано наряду. Господи помилуй, 40 и далее. По За молитв — Аминь. Всемогущая и животворящая. Лик — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Без поклонов. Наставник — отпуст малый (начинает «Воскресни из мертвых...»). Корпение. Ненавидящих -см. указание на павечернице. Начало воскресной полунощницы есть также в 1~м гласе Октая и Шестоднева, а в конце их - троичны и молитва. Кондаки же воскресные есть в Шестодневе, но отсутствуют в Октае.

3.3 ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ И СУББОТНЕЙ ПОЛУНОЩНИЦ

Но 50 псалме (без молитвы Исусовой) чтется кафизма наряду, на повседневной - 17-я, на субботней - 9-я. На 1-й и 2-й славах чтец чтет Слава И ныне. Аллилуйя аллилуйя слава Тебе Боже, 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. А на 3-й — Слава И ныне. Верую. На Верую осеняем себя крестным знамением и стоим, преклонив голову. Далее Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик - Аминь. Тропари наряду, в субботней - свои. В великие же праздники вместо рядовых чтется тропарь празднику. А великим празднуемым святым тропарь, Слава И ныне богородичен по-гласу от воскресных тропарных (и в субботу, не «гласу»). Господи помилуй, 40 и далее. По Честнейшую в Великий пост и «аллилуйные» дни творим 17 поклонов — описание в главе «Обязанности наставника». В прочие дни по За молитв — Аминь. Владыко Боже Отче. Приидите поклонимся. Два псалма. Слава, И ныне. Святыи Боже... По Отче наш по молитве Исусовой псаломщик - Аминь. Тропари заупокой (в Часовнике полностью писаны в дневных). Господи помилуй, 12 и Помяни, Господи, иже в недежи воскресения. В великие же праздники и великим празднуемым святым вместо заупокойных чтется кондак празднику. Господи помилуй, 12 («Помяни господи» не чтется). Лик — Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды. Господи благослови. Наставник - отпуст малый. Корпение. Ненавидящих ( См. указание иа павчернице). Если не читались тропари заупокой, то в «Ненавидящих» стих заупокой пропускается, а также согласно правилам в грядущий день панихиды, кроме сороковых, не служатся..

4. ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ УТРЕНЯ И 1-Й ЧАС

4.1 НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании полунощницы после Ненавидящих наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик: «Аминь. Святыи Боже...». Если же утреня служится без полунощ ницы, то псаломщик начинает от Царю небесный. По Отче ваш наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Два псалма Слава, И ныне. Святый Боже... По Отче ваш по молитве псаломщик — Аминь. Спаси Господи. Слава - Вознесыися. И ныне- Предстательнице страшная. В этих тропарях слова «благовернаго царя» по обычаю заменяются на «православных християн», «царствовати»-«жительствовати», «емуже» — «имже». Ведущий лик запевает Господи помилуй, 12 (напев, говором по три), Слава, И ныне... веком.

4.2 ЕКСАПСАЛМЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

На время их чтения свещи у образов заранее приугашаются, молящеся, осенив себя крестным знамением, стоят «руце имуще согбени к персем, главы же мало преклонены». Наставник либо учиненный старец речет: «Аминь» и чтет шесть псалмов. После 3-х псалмов Слава, И ныне. Аллилуйя.., 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. По скончании (все возвращаются в исходное молитвенно положение) — Слава, И ныне. Аллилуйя, 2-жды. Ведущий лик запевает 3-й раз Аллилуйя... и Господи помилуй, 12. Слава, И ныне (как в начале вечерни).

4.3 БОГ ГОСПОДЬ — ПО ЧАСОСЛОВУ Канонарх (1-й службы), благословившись, на средине возглашает: «Глас (первого тропаря). Бог Господь и явися нам...». И далее стихи, пережидая. Лики поют Бог Господь 5 раз — роспевы по гласам в Обиходе.

4.4. ТРОПАРИ НА БОГ ГОСПОДЬ

Чтутся по часослову. При отсутствии Часослова – по Минее. Чтец читает по Уставу тропари и богородичен, протягивая концы, при смене тропаря возглашая «глас». Лики повторяют концы пением на-глас, начинает второй лик.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь воскресный, 2-жды, слава, и ныне богородичен его. Если же есть тропарь святому, он чтется на Славу, и на И ныне – богородичен по гласу тропаря святого (от воскресных тропарных). В службах господских и богородичных богородичен заменяется тропарем этой службы. При службах двум святым с тропарями воскресный чтется 1-жды.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику «3-жды» - чтется 2-жды, Слава, И ныне тот же. Святым чтется 2-жды, Слава, И ныне – богородичен по-гласу от воскресных тропарных. А в пятницу вечером – богородичен проходящего гласа Октая.

4.5. КАФИЗМЫ – ПО ПСАЛТЫРИ, СТИХИ ПОЮТСЯ ПО ОБИХОДУ

Ведущий лик запевает – Господи помилуй, 3-жды, Слава. Псаломщик – И ныне. Чтет кафизму. На славах поем (как на вечерне) – И ныне. Аллилуия… 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава. Чтец – И ныне. Следующую славу. По последней славе по Аллилуия второй лик – Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне (как на вечерне). Чтутся седальны. Затем второй лик запевает Господи помилуй… к следующей кафизме. Существует обычай пения кафизм. Стихи для пения помещены в Обиходе. После И ныне псаломщик возглашает 1-й стих. Один из певцов запевает. Чтец возглашает следующий стих. Лик поет. Далее лики поют по череду стихи, а псаломщик тихо прочитывает кафизму.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Кафизмы 2-я, 3-я, 17-я.

К 17-й кафизме Господи помилуй запевает правый лик. По окончании без Славы запевается: «Благословен еси Господи… Ангельски собор удивися…» со Славой, И ныне, Аллилуия по Обиходу. Печатный текст этих тропарей помещен в конце Октая, а в Часовнике – наряду. По Аллилуия второй лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Ипакой – чтется по Октаю гласу или поется по Знаменному Октаю, 1-жды. При службе по Часовнику – также ипакой гласу, писан в воскресных тропарях.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

По две кафизмы согласно дню недели. Понедельник – 4-я и 5-я. Вторник – 7-я, 8-я. Среда – 10-я, 11-я. Четверг – 13-я, 14-я. Пятница -19-я, 20-я. Суббота – 16-я, 17-я. Воскресенье (когда служба без воскресной) – 2-я, 3-я. Седальны на воскресной службе – по Октаю. По кафизме «Исповемся» чтется седален, стих – Воскресни (до конца), затем, если есть, 2-й седален; если нет, повторяется 1-й. Слава, И ныне – богородичен, писанный перед 1-м седальном (к тропарю), а рядовой пропускается. Если же богородичен к тропарю читался на своем месте, на Бог Господь, то чтется по Слава И ныне богородичен наряду. По кафизме «Возлюблю» седальны чтутся тем же порядком. Стих – Исповемся (до конца). Слава, И ныне – наряду. Седальны на праздничной службе – по Минее, как написано наряду. Обычно «по 2-жды», то есть седален, слава И ныне – тот же. В некоторых службах на Слава И ныне помещен 2-й седален. На службах святым седален 2-жды. Слава, И ныне богородичен наряду. Седальны чтутся канонархом, перед первым он благословляется.

ПОУЧЕНИЯ

Если изволит настоятель, на кафизмах бывает поучение. Перед седальном сказывается «глас», концы протягиваются и повторяются пением. Первый конец запевает лик, который пел Господи помилуй. Учиненный чтец возглашает заглавие чтению. Наставник – За молитв (или – «За молитв» автора поучения). Чтец (благословляясь) – Аминь. И чтет статию. При конце чтец: «…во веки веком». Наставник (или головщик) – Аминь. И далее продолжение службы. Поучения чтутся, обратившись лицом к западу (к сидящим). На время чтения свещи у образов заранее приугашаются. По кафизмах чтется обычно Учительное Евангелие. При необходимости завершить чтение чтец речет: «Неизреченным Ти милосердием Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком». А при чтении по другим книгам – Соборник, Златоуст, Торжественник и др. – завершается словами: «Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком». Продолжая прерванное чтение, чтется заглавие: «Прежде реченному последовати, благослови, отче».

4.6. ПОЛИЕЛЕОС, ВЕЛИЧАНИЕ – ПО ПСАЛТЫРИ, ПОЕМ ПО ОБИХОДУ

Полиелеосом («многомилостиво») называется первых два псалма 19-й кафизмы. «Господи помилуй» перед ним не поется, но псаломщик после седальна (ипакоя) возглашает: «Хвалите имя Господне». Головщик ведущего лика или наставник запевает. Затем: «Хвалите раба Господа». И лики поют стихи по Обиходу, а псаломщик чтет тихо псалмы. В некоторых общинах принято псалмы читать вслух, повторяя пением стихи по Обиходу.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Полиелеос бывает только вместе с величанием празднику. Стихи поются до славы. Далее на сходе головщик (или оба) поет путевым роспевом величание по обиходу – поклон земной. Псаломщик возглашает 1-й стих избранного псалма празднику до точки, и чтет тихо псалом, а лики поют стихи с величанием, Слава, И ныне. Аллилуия, 3-жды – последнее на сходе, путевым роспевом, с земным поклоном. Второй лик – Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. И чтутся седальны В минее и, если изволит настоятель, поучение. Текст величаний и избранных псалмов помещен в Псалтыри по порядку следования великих праздников, а затем общие святым. При чтении дома к каждому стиху избранного псалма прочитывается величание.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

При службе с полиелеосным праздником полиелеос бывает с величанием, как описано выше на праздничной службе. Седальны же чтутся все писанные по кафизмах и полиелеосе. Перед последним – Слава, И ныне. Святым же чтутся написанные по кафизмах – без богородичнов; Слава – указанный по полиелеосе. И ныне – богородичен его. Без величания полиелеос бывает в период с 22 сентября (ст. стиль) до Великого поста, кроме предпраздньств и попраздньств Введения, Рожества, Богоявления, Сретения. По псалмах Слава. И ныне. Аллилуия, 3-жды с припевами по Обиходу. Левый лик – Господи помилуй, 3-жды. Слава И ныне. Далее антифоны (без седальнов, кроме недели праотец). Перед Великим постом, в недели блудного сына, мясопустную, сыропустную к полиелеосу прилагается третий псалом. По пропетии стихов без Славы псаломщик сказывает: «На реце вавилонстей». Голощик запевает и далее поем по Обиходу стихи. Слава, И ныне, Аллилуия… При пении же демеством Славы… нет. Левый лик – Господи помилуй… В прочие воскресенья года служба бывает без полиелеоса.

КАЖДЕНИЕ

На полиелеосе полагается полное каждение, как указано на вечерне. Если служится вечерне. Если служится всенощная, то молящиеся и клироса кадятся «вкупе», а не по одному. Оно продолжается до конца величания – кадятся иконы празднику. На воскресной без полиелеоса – каждение на Блажени непорочнии.

4.7. СТЕПЕННА (АНТИФОНЫ) – ПО ОКТАЮ

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

По ипакое или величании с седальнами по Октаю наряду поем или читаем антифоны. Каждый стих – по 2-жды. Роспев – в Знаменном Октае.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Всегда по седальнах по величании поется антифон 1-й 4-го гласа в Октае. Ниже помещен его текст на – речь, скобках для пения на – он.

«ОТ(О) ЮНОСТИ МОЕЯ МНОЗИ БОРЮТ МЯ (БОРЮТЕСЯ СО МНОЮ) СТРАСТИ НО САМ МЯ ЗАСТУПИ И СПАСИ МЯ СПАСЕ» (дважды). «НЕНАВИДЯЩИИ СИОНА ПОСРАМЯТ(Е)СЯ ОТ(О) ГОСПОДА ЯКО ТРАВА БО ОГНЕВИ БУДУТ (-БУДЕТА) ИЗ СОХ(О)ШАЯ» (дважды). «СВЯТЫМ ДУХОМ(Е) В(Е)СЯКА ДУША ЖИВИТСЯ И ЧИСТОТОЮ ВОЗВЫШАЕТ(Е)СЯ; СВЕТЛЕЕТСЯ ТРОИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ СВЯЩЕННО ТАЙНО» (дважды). (; - ЯВЛЯЕТЕСЯ ВО ТРОИЧЕСТЕМЕ ЕДИНЕСТВЕ СВЯЩЕННО ТАИНО)»

4.6. ПРОКИМЕН, ЕВАНГЕЛИЕ

После антифонов канонарх, благословившись, на средине солеи с книгой в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», и прокимен, ведущий лик запевает, затем стих – повторяется пение прокимна – и прокимен до середины. Ведущий лик допевает. Наставник – молитву Исусову. Канонарх: «Аминь. Всяко дыхание да хвалит Господа». Ведущий лик поет. Канонарх: «Хвалите Бога во святых Его во утвержении сил Его». Второй лик – Всяко дыхание. Канонарх: «Всяко дыхание». Лик: «да хвалит Господа». Канонарх прощается. Второй лик – Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Наставник (благословляется): «От (имя евангелиста) святого Евангелия чтение». Второй лик: «Слава Тебе Господи» - поклон. Читается евангелие, затем ведущий лик – Слава Тебе Господи – поклон.

На воскресной службе – по Октаю. Прокимен гласу наряду. 11 воскресных евангелий чередуются. Чтутся по Евангелию, либо в конце Октая. В воскресной службе Часовника помещено 6-е евангелие. Чтется при отсутствии Октая. По евангелии поется стихера Воскресение Христово, писана в конце Октая по тропарях Ангельский собор, роспев в Обиходе. На ней три поклона. Где принято, бывает целование Евангелия. На праздничной службе – по минее. Прокимен наряду в службе. Указанное евангелие чтется по Евангелию. При отсутствии ищется подходящее в конце Общей Минеи.

4.9. ПСАЛОМ 50-й – ПО ЧАСОСЛОВУ

По евангелии либо стихере псаломщик утрени чтет Помилуй мя Боже. (На службах без евангелия и полиелеоса чтется после седальна по кафизме).

4.10. ПО 50-М ПСАЛМЕ И СТИХЕРА

На воскресной службе – помещены в Октае 1-м гласе. Ведущий лик поет – Слава. «Молитва ради апостол Милостивее очисти множество согрешении наших». Второй лик – И ныне. «Молитв ради Богородицы Милостивее…». Ведущий – «Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей, по многим щедротам твоим (о) очисти беззакония моя, Боже Спасе мой», - роспевы в Обиходе. Второй лик поет «стихеру по 50-й псалме» - «Воскрес Исус от гроба, якоже прорече. И дарова нам живот вечный, мир и велию милость» (6 гл.). Ведущий лик – Господи помилуй, 12. Поются как между литией и стиховной, с «переходом» на 7-м, «подъемом» на 10-м.

На праздничной службе – по минее. Сходно с описанием воскресной. Во все праздники и явления Богородицы Слава – Молитв ради (по чину – апостола, страстнотерпца, преподобнаго, Предотечи, святителя…) Милостивее… И ныне – Молитв ради Богородицы. В великие господские праздники вместо «Молитв ради» поется Слава – «Всяческая днесь радости исполнишися…» И ныне – то же с другим окончанием. Текст в Псалтыри в избранных псалмах, роспев в Обиходе в величаниях (глас 1-й). Далее – «Помилуй нас Боже…». Стихеру по 50-м псалме поет второй лик по Минее или распевом в некоторых общинах на сходе. Ведущий – 12…

4.11. КАНОНЫ После Господи помилуй (на службах без евангелия и полиелеоса после Помилуй меня Боже) наставник молитву Исусову. Головщик ведущего лика – Аминь. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни – поет ведущий лик (начинает все нечетные песни). Если по Уставу ирмос 2-жды, сказывает 2-й раз – поет 2-й лик (а начинает он нечетные песни). Канонархи обоих клиросов благословляются и чтут тропари канонов. После И ныне (2-й) канонарх сказывает ирмос – катавасию. Затем ирмос 3-й песни и далее как 1-ю песнь. По 3-й песни по катавасии второй лик поет Господи помилуй 3-жды. Слава, И ныне. Чтутся седальны, указанные Уставом. Перед чтением последнего канонарх сказывает ирмос 4-й песни. По 6-й песни по катавасии ведущий лик поет Господи помилуй 3-жды. Слава, И ныне. Чтется кондак и икос по Уставу. Если затем настоятель изволит быть поучению (в Прологе), то перед кондаком сказывается «глас», концы кондака и икоса поет ведущий лик. По икосе либо поучении 7-я песнь канонов. На 8-й песни вместо Славы на утрене всегда запев: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа». После И ныне сказывается «Хвалим благословим», перед катавасией поем: «Хвалим, благословим, кланяемся Господеви, поем и превозносим Его во веки» на глас катавасии. По катавасии поклон. Затем поется песнь Богородицы – Величит душа моя Господи с припевом Честнейшую херувим… (6 стихов по Часослову с поклонами в пояс, последний – земной). Далее 9-я песнь канона.

По 9-й катавасии поется Достойно есть – поклон земной. Затем второй лик – Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Достойно не поется только тогда, когда по Уставу не поется и Величит душа моя. В этом случае ирмосы 9-й песни поются с поклонами, а вместо Достойно бывает задостойник с земным поклоном. На воскресной службе – каноны в октае и минее. Бывает всего «на 14» - в каждой песни ирмос воскресного канона, 1-жды и 13 тропарей с запевами, в зависимости от числа канонов в минее по Уставу в следующих вариантах: Октай 9, Минея 4; Октай 7, Минея 6; Октай 5, Минея 8; Октай 3, Минея 10. Ирмосы всех канонов пропускаются. Завершается песнь «недельной» катавасией в зависимости от периода года (каждая песнь – своим ирмосом). Устав о катавасиях в Календаре за 1990 год. По 3-й и по 6-й песни, на 8-й песни, Честнейшую и Достойно по указанию выше. Когда в Минее на 4, чтутся все три канона в Октае: воскресный ирмос поем 1-жды, два тропаря с запевом. «Слава, Господи воскресению твоему» и богородичен с запевом: «Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас»; крестовоскресный и Богородице вместо тропари на 6, ирмосы пропускаются, со своими запевами. При недостатке тропарей Богородице повторяется, а в 6-м гласе – объединяются «под главу». Далее в Минее: два тропаря с запевом святому, Слава, И ныне. Катавасия. В Октайных канонах вместо богородичнов встречаются троичны, которые чтутся с запевом: «Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе». Когда в Минее на 8, в Октае крестовоскресный канон пропускается, чтется воскресный и два торпаря Богородице. В Минее обычно два какона – в 1-м три тропаря святому, 4-й обычно Богородице; во 2-м два с запевом. Слава. И ныне. Катавасия. Когда в Минее на 10, в Октае один воскресный канон, прочие пропускаются. В минее два канона, на 4 и на 6.

На праздничной службе – по минее.

В двунадесятые праздники, которым два канона, поются ирмосы обоих канонов. Катавасия также бывает ирмосы обоих канонов, поем их по клиросам (начинает лик, запевавший песнь). В этом случае: В 1-м каноне поется ирмос 2-жды и канонарх читае с праздничным запевом (на 6) тропари. После 6-го запева делает задержку, а второй канонарх сказывает ирмос 2-го канона. Его ирмосы таже поем 2-жды, тропари чтутся 4 с запевом. Слава. И ныне. После И ныне 1-й канонарх сказывае опять свой ирмос, а по его пропетии 2-й канонарх свой. Затем следует ирмос и прочее следующей песни. По 3-й и 6-й песнях как указано наряду. На 8-й песни Хвалим благословим поется к 2-й катавасии. На 9-й песни (Честнейшую не поем) припевы праздничные по Обиходу (текст в Псалтыри) вместо запевов к тропарям канонов, а также к ирмосам и катавасиям (если праздничные). Славы И ныне – нет. Под ирмосы и катавасии припев прежде сказывает канонарх, к тропарям лики поют без сказывания. Обычно этот Устав подробно описан наряду. В прочие праздники ирмос поется 1-го канона, тропари чтутся всех канонов на 12 (ирмос – 2-жды). Ирмосы других канонов не поются, катавасия по Уставу (один ирмос). По 3-й и 6-й песнях наряду. Если нет наряду указания, не указан застойник, честнейшую и Достойно поется. Святым 1-й канон Богородице в субботу заменяется на канон храмовому празднику – господскому или Богородице.

КАЖДЕНИЕ

На 9-й песни канона совершается каждение, порядок согласно вечерне. По одному молящихся и певцов на кадят.

4.12. СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ

На воскресной службе – по октаю (в 1-м гласе). По каноне по Достойно и Господи помилуй, 3-жды, Слава И ныне. Канонарх, благословившись, держа Октай в руках, на средине солеи возглашает: «Глас (Октая). Свят Господь Бог наш». «Яко свят Господь Бог наш». «Надо всеми людьми Бог наш». Лики поют Свят Господь Бог наш 3-жды как конец тропаря наглас. Далее светилен. На праздничной службе этого не бывает (кроме Цветоносия).

4.13. СВЕТИЛЕН

На воскресной службе – по октаю (и менее). В октае писан в конце книги после соответствующего евангелия. Читается канонархом 2-жды, Слава И ныне богородичен его. Если есть светильны и в Минее, то по Уставу. На праздничной службе – по минее. Чтется после Господи помилуй… - «трижды» - то есть 2-жды, Слава, И ныне – тот же. А святым Слава, И ныне богородичен наряду (святым до славы также 2-жды). Роспевы праздничных и воскресных светильнов есть в Обиходе.

4.13. ХВАЛИТЫ – ПО ЧАСОСЛОВУ

Чтец утрени чтет два псалма. Третий не чтется, так как поется со стихерами. Если псалмы поются, он сказывает: «Хвалите Господа с небес». Головщик запевает Затем: «Хвалите Его в вышних». Лики поют стихи с припевом по Обиходу, а псаломщик тихо чтет все три псалма.

4.14. ХВАЛИТНЫЕ СТИХЕРЫ

Порядок пения такой же, как и при пении возвашных стихер на вечерне, только перед первой стихерой канонарх сказывает «глас». На стих Хвалите Его в кимвалех доброгласных лики сходятся на средину. На воскресной службе – по октаю. Стихеры поются от стиха Хвалите Бога во святых Его (этот стих и следующий – Хвалите Его во утвержении сил Его – сказываются канонархом и повторяются пением полностью), на 6. По окончании стихов поются еще две стихеры со стихами наряду: «Воскресни Господи Боже мой да вознесется рука Твоя» и «Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим». На Славу – стихера евангельская, помещена в конце Октая после соответствующего евангелия. «И ныне. Глас 2». – Преблагословена еси Богородице Дево. Полный текст – в конце Октая после тропарей Ангельский собор. В некоторых общинах ее поют по-гласу Славы: «И ныне. Глас тойже». К воскресным стихерам могут по Уставу добавляться стихеры из Минеи, обычно следующим образом: поются 4 воскресных стихеры, прочие пропускаются, и 4 хвалитные стихеры из Минеи вместе помещенной на Славу. К первым двум запевы оставшиеся хвалитные, а к 3-й и 4-й (славнику) – стихи, писанные на стиховне великой вечерни этой службы. Если же в Минее со славником окажется 5 стихер, то «лишняя» - помещенная перед славой – переносится на литию. Затем в Октае Слава – евангельская. И ныне – Преблагословена.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Псаломщик читает после двух псалмов и 1-й стих третьего. И поем стихеры «на 4» от стиха: «Хвалите Его на силах Его». Слава И ныне – наряду. Полный текст богородична празднуемым святым иногда отсутствует. Его можно найти среди «малых» богородичнов в конце Минеи в главе «Богородичны (дневнии) осми гласов, поем их егда есть Слава святому в Минеи». Если богородичен наряду не указан, то согласно Уставу поется независимо от дня недели определенный богородичен из той же главы. Следующий праздничный конец утрени бывает во все воскресные и праздничные дни.

4.15. ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ. ТРИСВЯТОЕ

По окончании хвалитных стихер лики не расходятся, но наставник возглашает: «Слава показавшему нам свет» и поем «Слава в вышних Богу…» (три поклона). ТекстВеликого славословия несколько отличается от помещенного в Часослове, но оно помещено не во всех Обиходах. Великое славословие поморского Обихода напечатано в Приложении. По Великом славословии лики расходятся и поется по клиросам – Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас, 3-жды. Второй лик – Слава, И ныне. Святый Безсмертный, помилуй нас. Ведущий – Святый Боже… Конец протягивается в роспеве.

4.16.ТРОПАРЬ ПО СЛАВОСЛОВИИ – ПО ЧАСОСЛОВУ

Далее наставник речет молитву Исусову. Псаломщик – Аминь.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Чтет один из двух тропарей, помещенных в конце воскресных, согласно гласу – Днесь спасение миру или Воскрес из гроба, 1-жды.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику 1-жды. А святым после тропаря Слава, И ныне богородичен, который читался в конце вечерни и на Бог Господь.

О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ ПО СЛАВОСЛОВИИ Изредка, на воскресной службе с храмовыми праздниками и некоторыми другими перед каноном бывает прокимен, евангелие и стихера по 50-м псалме празднику, а воскресное евангелие чтется здесь. По пропетии трисвятого канонарх выходит с Октаем на средину, благословляется. Наставник молитву Исусову. Канонарх: «Аминь. Глас (Октая)». И чтет по Октаю наряду тропарь Днесь спасение или Воскрес от гроба, выделяя концы. Слава – конец того же тропаря. И ныне – весь тропарь. Концы поем на-глас. Затем «Прокимен, псалом Давыдов» и прокимен (перед каноном), стих и третий раз полностью. Поем 3-жды (запевает правый). Левый (без Всяко дыхание, канонарх прощается) – Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Наставник именует евангелиста. По евангелии, по Слава Тебе Господи – ектении.

4.17. ЕКТЕНИИ. КОНЕЦ УТРЕНИ

По тропаре ведущий лик – Господи помилуй, 40. Слава, И ныне… веком. Голощик второго – Аминь. Лик – Господи помилуй, 12. Слава, И ныне… веком. Ведущий голощик – Аминь. Честнейшую херувим… Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови (с поклонами). Наставник на средине глаголет отпуст . Чтец утрени – Аминь. В некоторых общинах перед Честнейшую поют Утверди Боже веру християнскую, по отпусте бывает целование праздничного образа, поется стихера «на целование».

4.18. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ СТИХЕРА НА 1-М ЧАСЕ – ПО ОКТАЮ

Hosted by uCoz